НОЛЬ-МУЗЫКА КАК ФЕНОМЕН НОВОЙ МУЗЫКИ

Новая музыка. "Красиво,  пока ново" - так сказал великий, ныне покойный критик Петров о современном искусстве. Используем эту категорию в музыке "методом параллельного переноса Бугаева".
Да, новая музыка прекрасна и нова, нова и прекрасна, из этого замкнутого пространства практически невозможно вырваться. Она держит и слушателя, и композитора, и исполнителя. Скоропортящееся искусство 20 века можно искусственно консервировать с помощью консерваторий, но гораздо эффективнее звукозапись. 
Отдельные борцы за подлинность и вечность смогли прорвать этот марлевый занавес - они
создали НОЛЬ-МУЗЫКУ - самую новую музыку, не портящуюся, потому что никому в голову не приходит ее консервировать. Против ноль-музыки сразу ополчились, но тут же побросали оружие многочисленные противники. Они не увидели своего врага - ведь опыта по борьбе с невидимым противником у них нет. И не будет, так как все, умножаемое на ноль, тут же превращается в НОЛЬ. Да, ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ ТУТ НОЛЬ. ЕГО НЕЛЬЗЯ ОПИСАТЬ, ПОЭТОМУ МЫ БУДЕМ ГОВОРИТЬ ТУТ О МУЗЫКЕ, ПОМНОЖЕННОЙ НА НОЛЬ.
Основная формула культуры НОЛЬ
X х 0 = 0
X здесь нам совершенно не интересен.
Никогда еще не ставил перед собой я столь сложной задачи - мой учитель Петров говори" мне: "Не берись за неподъемное". Я нарушу завет, взявшись за невесомое. Все равно никто ничего не поймет, как я ничего не пытался понять. Далее речь пойдет об отражениях и тенях НОЛЯ, хотя ноль и не отбрасывает тени.
"Нулем давно грозили культуре" (Петров).
Мы надеемся на догадливость читателя и сведем исторический анализ к нолю. Упомянем здесь категории Шунья, Шуньявада, Пифагора, Дада, философию Чань, Атлантиду, Ноль-Объект, Авиценну, Сковороду, букву 0, Лобачевского, Эйнштейна, Эйзенштейна, Шостаковича, Даниила Хармса, Баха, Африку, Майю Плисецкую, нельзя не сказать здесь и о многом другом.
Ноль-музыкой можно смело назвать шумовую музыку дадаистов, псевдооркестры,
символизировавшие музыку в некоторых народных обрядах, детское музицирование без контроля, другие формы. И вот ноль проявляется, 20 век кончается, и неизвестно, начинается ли 21. Это ли музыка конца?..
Рассмотрим великое, отраженное в малом. Одно из первых выступлений нолевиков в
Ленинграде, в клубе современной музыки. На сцене Олег Котельников, Михаил Малин, Михаил Огородов. Это выступление, историчность которого сейчас ни у кого не вызывает сомнений, тогда, в 1980 го воспринималось, как никому не нужный бред. Время шло, ноль-движение ширилось, и в 1982 году был проведен первый ноль-фестиваль.
Так как нолевики о себе либо ничего не говорят, либо говорят всякую чепуху, мне придется кое-что сказать от себя.
Основные особенности ноль-музыки и ее исполнения.
Ноль-музыка может исполняться как на традиционных музыкальных инструментах, так и на новых музыкальных инструментах.
Новые музыкальные и ноль музыкальные инструменты появились ввиду пресыщенности слуха традиционными звучаниями. Созданием новых инструментов занимается знаменитый мастер Феликс Равдоникас (широко известен его инструмент Феликсон), Тимур Новиков (создатель знаменитого Утюгона, длинных струн, других инструментов), Алексей Тегин (Москва) постоянно работает в области новых инструментов, улучшает звучание старых и многое другое. Герман Виноградов (Москва) работает как в области новых звучаний, так и в области самозвучных инструментов. Подробнее см.: "Привычки слуха и борьба с ними", Петрова, Л, "Новые Инструменты", И. Потапов, Л.
Используются в ноль-музыке (Н.М.) и всевозможные предметы, ранее использовавшиеся по другому назначению. Благодаря развитию звукозаписи широко используются в Н. М. различные шумы, радиопередачи, вообще все виды звука. Исполняется ноль-музыка совершенно произвольно. Именно эта ее особенность позволила ей стать элементом фольклора. Она не требует специальной подготовки, но не исключает использования музыкантов с классическим образованием. Желание действия - вот одно из необязательных условий для ее исполнения. Единственное, что можно о Н. М. утверждать, так это факт ее существования.
"Часто путешествуя, я обнаружил, что Н. М. в настоящий момент практически везде встречается, но мало кто что вообще о ней может что-либо сказать" (Петров).
"Мне посчастливилось побывать на одном из концертов первого Ноль-фестиваля в 1982 году. Проходил фестиваль в центре Ленинграда, на Литейном. Нам открыл дверь организатор фестиваля Тимур Новиков и пригласил пройти в залу. Там сидело много народу, некоторых я узнал. Это были Валерий Черкасов, Борис Кошелохов, Олег Котельников, Юрий Гурьянов, Михаил Малин, Алексей Феоктистов, Геннадий Брониславский и другие, все знаменитейшие деятели культуры города. Присутствовало много простого народа. Помещение было заполнено различной аппаратурой, которая все время издавала какие-то звуки. У всех присутствовавших в руках были какие-то инструменты. Мне тоже дали маленький барабан. Вдруг Тимур закричал: "Запись!", и все начали кричать, махать руками, извлекать из своих инструментов звуки и вообще страшно шуметь. Я сначала опешил, но потом меня осенило: надо тоже шуметь! Я стал бить в свой барабанчик и кричать, мне стало хорошо и спокойно на душе. Это более всего походило на детский сад. После часа страшного шума объявили концерт оконченным. Я долго после этого случая считал Ноль-музыку шумом, каково же было мое удивление, когда я у одного любителя ноль-музыки прослушал несколько записей, в том числе и ту запись, с того фестивального концерта. Это была МУЗЫКА!!! Это было ИСКУССТВО!!! И ни одной похожей по звучанию записи. Все разное! Да, это было удивление!" (отрывок из воспоминаний критика Петрова. Л, 1985).
Время шло, ноль-музыка занимала все больше места в жизни людей. Конечно, каждому приятно помузицировать с приятелями или соло, но далеко не каждый обладает так называемым слухом. Ноль-музыка покончила с этой несправедливостью, открыв двери в мир звуков для всех желающих. Расправилась она и с гонкой электронных вооружений, создав свой богатый арсенал, свободно пополняемый всем, что пригодно для звукоизвлечекия. Элементы НОЛЬ стали использовать профессионалы во всех видах культуры.
1983 год. Музей Ф. М. Достоевского. Знаменитый медицинский концерт. Это событие стало еще одним всепобеждающим ноль-символом. Ноль продемонстрировал здесь свое многообразие, силу, всевозможность. Литература (Аркадий Драгомощенко) + новая медицинская техника (Алексей Свинарский) + новейшие инструменты (утюгон, капельница) + джазовые музыканты, рок и композитор С. Курехин + сложнейшие устройства звукозаписи с одновременным воспроизведением + подопытный ( И. Сотников) х О = 0.
Да, здесь нельзя все описать и все сообщить, и всех перечислить, и другие задачи у автора, хоть впечатление может быть отрывочным...
В Москве тоже есть нолевики, далеко не всегда себя таковыми признающие. Алексей Тегин был основоположником направления гиперреализма, но потерял к нему всякий интерес. Занимается музыкой без сомнения НОЛЬ. Его композиции великолепны, он записал музыку к московской премьере "Балета трех неразлучников" Д. Хармса, музыку к показу мод Нового дома моделей "Ай-Лю-Ли" и многое  другое.
Проводился в Москве фестиваль музыки дилетантов, практически смыкающейся с Ноль-музыкой.
Самодвижущийся и самозвучащий зал Германа Виноградова - образец ноль- музыки во многих смыслах. Восторг, Удивление, Бред - такова амплитуда переживаний, навеваемых этим чудом.
В 1984 году было создано объединение Новых Композиторов, что открыло новый этап в развитии ноль-музыки, так как именно она стала основой для творчества композиторов этой группы. Игорь Веричев и Валерий Аллахов популяризировали ноль-музыку, придавая ей доступную форму. Их звуковые коллажи явились столь явной демонстрацией возможностей домашнего творчества, что резко снизили всеобщий интерес к дорогостоящей аппаратуре. Игорь Веричев продемонстрировал преобразующую силу воздействия ноля на любую информацию, музыку, звуки вообще.
Взаимоотношение ноль музыки и авангарда.
Авангард давно использует методы, перечисленные выше, многие произведения музыки сходны по звучанию с ноль-музыкой. Понять разницу трудно только потому, что, в принципе, особенной разницы нет. Дело все в НОЛЬ подходе. Значительность авангардистских исканий прямо противоположна ничего не значащим, бессмысленным, недекларированным НЕ поискам нолевиков. У них есть ноль, и им больше ничего не надо. Они берут в искусстве и музыке все, что плохо лежит.
Спросите меня, что же я нашел в ноль-музыке хорошего. Я отвечу: НИЧЕГО. И вообще я ничего в ней не нахожу. Это ноль. Но меня радует появление в культуре элемента осознания бессмысленности, бредовости амбиций, несостоятельности теоретизирования.
Да здравствует ноль музыка, ура! ура! ура!
И как всегда, в заключении несколько слов о самом С. Бугаеве. Все собравшиеся на первом концерте его оркестра, исполнявшего симфонию Бугаева "25 соленых огурцов", плакали от восторга, кричали "ура" и в воздух чепчики бросали (позвольте не анализировать).

1986

Потапов И.:«Ноль- музыка как феномен новой музыки».1986 // Новые художники
1982-1987, СПб., С.88-90, 1996