ПОПУЛЯРНАЯ МЕХАНИКА

В последнее время в советском искусстве становится все заметнее новое явление - "Популярная механика". Попытки трактовки этого явления разными критиками обнаружили недопонимание сущности процесса, вызвавшего появление на свет "Популярной механики".
Различные искусства, сохраняя веками довольно стабильные формы, в начале столетия стали бурно развиваться. Многие жанры в этом процессе стали приобретать сходные черты, сближаться и рвать внутриструктурные границы. Технический прогресс, вызванный этим же вихрем, породил множество новых форм творчества. Проследив процесс во времени, группа исследователей смогла с помощью компьютера получить график процесса. Сильно упростив картину происходящего, получим следующее изображение:


Искусство наглядно переходит в новое состояние, отражая, возможно, происходящее со всем человечеством. Подробный анализ не входит в цели этой статьи и заслуживает отдельного исследования. Однако воспользуемся графиком. В современном искусстве много явлений со сходной структурой, но "Популярная механика", несомненно, хрестоматийный пример. Вряд ли найдется умник, способный уверенно определить точный жанр "Популярной механики". Руководитель коллектива Сергей Курёхин, следуя предрассудкам музыкального образования, именует его ОРКЕСТРОМ. Выступления могут показаться ТЕАТРОМ, КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИМ СЕАНСОМ, ОПЕРОЙ, БАЛЕТОМ, ЦИРКОМ, ВЫСТАВКОЙ, ФОЛЬКЛОРНЫМ ПРАЗДНИКОМ, КАМЛАНИЕМ, СПИРИТИЧЕСКИМ СЕАНСОМ, ЦЕРЕМОНИЕЙ,. ДЖАЗОВЫМ, РОКОВЫМ, ЛИТЕРАТУРНЫМ, СИМФОНИЧЕСКИМ концертом. Это типичное "ВСЕЧЕСТВО" Михаила Ларионова, достигшее, возможно, своей кульминации. Большие
концерты "Популярной механики" очень похожи на съезд или фестиваль. Это смотр достижений, где стерта граница между отдельными номерами, но не сливающимися, а закручивающимися в веревку. Композитор неожиданно превращается в конферансье.
Метод ПЕРЕКОМПОЗИЦИИ. Среди методов работы оркестра "Популярная механика" хочется выделить метод перекомпозиции. Неизменность суммы при перемене мест слагаемых интересует не только математиков. Однако комбинация отдельных деталей конструкции может изменять функцию. Комбинация деталей в блоки ускоряет поиск новой функциональности. На перекомпозиции основывается и химический синтез, и кинематографические открытия Льва Кулешова. Современной ленинградской школе "Новых" перекомпозиция присуща как один из основных признаков, что подтверждает теорию о родстве процессов, происходящих в обществе и культуре.
Перестройка и обновление свойственны середине 80-х годов 20 века. Скручиваясь при подъеме, приобретается новое направление движения, великие изменения в культуре неизбежно вызовут изменения восприятия, именно это новое восприятие породит новое сознание, способное с новой точки зрения взглянуть на картину происходящего. Новая оценка явления "Популярная механика" необходима критикам, пытающимся выяснить сегодня то, что станет ясно только завтра. А пока "Популярная механика" - набор кубиков, из которых всякий раз получается новое сооружение, всякий раз разбираемое снова на составные части. Но каждый раз после "Популярной механики" кубики изменяют свои свойства. "Механика" действует на них, зритель, слушатель - один из кубиков набора.

1986

Потапов И.:«Популярная механика».1986 // Новые художники 1982-1987, СПб., С.90, 1996

Copyright notice! All contents of the web-site www.timurnovikov.ru are intended for non-commercial use only. All rights reserved. Reproduction of any part of all the contents is permitted only if the active link to the web-site is present.