«ТУРИЗМ» ТИМУРА НОВИКОВА

Выставка „Туризм", организуемая петербургским художником Т. П. Новиковым в галерее „Площадь искусств" при содействии отдела современного искусства Русского музея, — логическое продолжение его проекта „Три обеда", выполненного для выставки „Территория искусства" в Русском же музее по заказу парижского института Понтюса Хюльтена „Три обеда" — небольшая, но важная часть „Территории искусства", включала следующие экспонаты:
—этикетку от банки супа, присланной от Энди Вархол1,
—корки хлеба со следами зубов Роберта Раушенберга,
—траву сушеную и воду в емкости — собрано для еды Джоном Кейджем.
Подробнее об этом вы можете узнать из прилагаемого текста самого Тимура Петровича, я же хотел бы коротко остановиться на общей идее выставки, которую я без особого труда понял из весьма наглядных и незамысловатых объяснений автора. Позвольте привести здесь несколько фрагментов нашего разговора:
И. П. Тимур Петрович, скажите, почему именно „ТУРИЗМ"?
Т. Н. Мне часто кажется, что-то будущее, о котором так долго говорили наши предшественники-футуристы, уже наступило, и пафос устремленности в будущее, разработки методов для потомков более не актуален. Они жертвовали своим творчеством ради того, чтобы мы не имели более об этом заботы. Поэтому, Игорь Константинович, простите мне мою филологическую неправильность ради красного словца — от „футуризма" отнять „фу": вот и останется чистый „туризм".
И. П. А если серьезно, к чему весь этот фетишизм?
Т. Н. Современный человек воспринимает частенько искусство обязательной частью туризма. Если ездит по городам — ходит в местные музеи, отчет о культуре и искусстве аборигенов всегда присутствует в описаниях путешественника, сами путешественники рисуют, фотографируют, а когда не могут этим заниматься — ночью в лесу у костра, например, — выражаются туристской песней.
Собирание же особых туристских фетишей — основа почти всех крупных музеев прошлого, так как все они образовывались как хранилища подарков от соседних государств, предметов, привезенных путешественниками и послами или приобретенных у купцов из дальних стран. Каждый турист — собиратель своего маленького музея. Эту коллекцию я собирал долгие годы именно таким способом.
Специфика современного искусства такова, что на создание гигантского объекта и совсем небольшой вещи затрачивается иногда примерно одинаковое количество энергии; значительность тишины и шума у Кейджа равны, тонна жира у Бойса равна килограмму жира этого же автора.
Сознание действенности этого закона принудило меня со всей ответственностью подойти к собиранию маленького туристического
музейчика классики европейского и американского искусства 20 века. Особенно я благодарен тем, кто помогал мне в этой работе и пополнил эту коллекцию своими „туристскими" реликвиями, ведь все вещи здесь — подлинные и уникальные.
От себя добавлю, что действительно почувствовал правоту Тимура Птеровича, когда он позволил мне прикоснуться к кусочку войлока, похищенному им из Центра искусств имени Жоржа Помпиду, — частице композиции Йозефа Бойса, казалось сохранившей в себе тепло давно ушедшего от нас мастера. Помимо перечисленных выше авторов, в выставке примут участие Жан Тингели, Кейт Херинг, Нам Джун Пайк, Христо, Вера Мухина, Райнер Феттинг, Брайн Ино и многие другие, как хорошо, так и мало знакомые нашему российскому зрителю.
1992

Потапов И.: «Туризм» Тимура Новикова». // Декоративное искусство. Декоративное искусство.№ 7-8, СПб., С. 60-63, 1992

Интерконтакты. Из истории международных художественных   связей    Ленинграда/Петербурга последней четверти XX столетия. Институт истории
современного искусства. СПб. 2000, С.69-70