ПРОЦЕСС ПЕРЕСТРОЙКИ В ТВОРЧЕСТВЕ «НОВЫХ»

«Новые художники» – один из самых передовых отрядов советского искусства. В начале 80-х годов в их среде произошло воскрешение традиций отечественного авангарда, они обратили внимание на передовые творческие устремления масс, из их среды формировалось отечественное искусство, нужное молодежи, и поэтому неудивительно на пороге второй половины восьмидесятых годов обнаружить новые процессы именно у них. Разгул «дикости», наплевательства зрителя на технологию живописи вызвал ответную реакцию в среде художников. Многие стали подумывать: «А существует ли тот абстрактный зритель, в представлении художника могущий быть потребителем его продукции из чисто эстетических соображений?» Возможность возникновения внимания к зрителю – следствие массовой выставочной практики «Новых художников», с каждым днем расширяющейся благодаря начавшейся перестройке. Революционный характер перестройки отмечен в документах КПСС, сходен с процессами 70-летней давности и сходно отражается на творческих поисках «будетлян» и «Новых», преемственность тут естественна.
Картина, никому не нужная, превращается в «вещь», доступность содержания, ясность формы, сделанность, положительность эмоций – вот новые категории, пришедшие на смену отработанным. Стремление понравиться было не чуждо во все времена, и не только художникам. В наше время продукция, ориентированная на массы, приобретает промышленный вид даже у «Новых». Отсутствие материально-технической базы и невозможность пользоваться промышленными технологиями заставили обратиться к наследию ЛЕФа и в первую очередь В.В. Маяковского.
ТРАФАРЕТ. Холод, голод, война помешали Маяковскому выполнять тысячи изображений и тиражировать их. Ясность знака в его работах привела зрителя к восприятию его изображений как народных. К минимуму сведен цвет. Найдя себе такого отца, «Новые» рванулись в бой. Трафарет сейчас излюбленная методика у тех, кто вчера писал шваброй или веником. Промышленное искусство ЛЕФа достигло вершин, соревноваться с ним «Новые» не собирались. Повторные процессы переживаются в ином информационном поле. Идея опять торжествует над безыдейностью.
ИДЕЯ ДОБРА. Идея добра всепобеждающего. Русское искусство в высшем проявлении – торжество идеи добра. Может быть, молодость заставляет расширять традиционную формулу «добра и радости». Изображение радости, по мнению «Новых», наилучший метод выражения идеи добра. (Существуют и многие другие методы.)
УЧАСТИЕ В ПРОЦЕССЕ. Революциям свойственно разрушение Бастилий. Нынешняя Бастилия – башня из слоновой кости, разрушенная «Новыми» не без мысли о том, что детали от башни лучше припрятать, чтобы при случае снова быстренько ее построить. «Новые художники» участвуют во всем. Революционный процесс в стране вливает им адреналин в кровь. Концерты, спектакли, съемки фильмов, выставки, альманахи, объединения – любое мероприятие, где они не участвуют, зовет и манит их. «Новые» купаются в перестройке.
РЕАКЦИЯ. Реакция не может не наступить. Именно сила ЛЕФа вызвала реакцию, уничтожившую его. Может ли нынешний процесс пройти иначе? Сменит ли фарс трагедия? История искусства усеяна трупами новаторов. Какая судьба ждет «Новых»? «Новые» ждут.
НАКАЛ. Предельная температура среды, возможность гибели художника в борьбе за новое создает гигантов духа. Произведение художника превращается в объект силы.
МАГИЯ. Большой процент волшебников в среде художников, а особенно «Новых», показателен.
МАФИЯ. «Новые» сформировались в мощную культурмафию, имея свои организации: Клуб друзей В.В. Маяковского, «Новые художники», «Новые композиторы» и киностудия «Мжа-ла-ла фильм», «Клуб любителей народного творчества», журнал «Новость», коллегия «ДП», «Новая литература» и др., филиалы в других городах и представительства в других странах, побратимские организации. Готовы сотрудничать (с кем угодно).
ИСТОРИЯ. Формироваться движение «Новых» стало в середине 70-х годов ХХ века, когда в СССР начали выпускать из подполья небольшими порциями авангард и все остальное, не укладывающееся в рамки официальной культуры. К 1977 году сформировалось первое новое объединение– группа «Летопись», состоявшая из молодых людей, не имеющих комплекса предшествующего поколения – невозможности показывать свое искусство зрителям. Художники «Летописи» выставлялись везде: обычные квартирные выставки чередовались с выставками на пляжах, улицах, крышах, в лесу, парках, неизменно преследуемые милицией и КГБ, что придавало их деятельности непередаваемый романтический аромат. С 1979 они стали выставляться официально в выставочных залах. К счастью, в 80-е годы гонения почти прекратились, что дало возможность сформироваться новому поколению артистов, не знающих ограничений, кроме экономических.
АССА. «АССА в массы» – лозунг «Новых» с 1984 года. В настоящий момент «асса» готовится к проникновению в каналы массовой информации СССР и других стран. Этот процесс проникновения не прекратится до снятия «Новыми» лозунга.
НОВАЯ КРИТИКА. «Все слова – синонимы», – вынуждена была произнести Авдотья Смирнова, столкнувшись с явлением секретности у «Новых». Явление секретности неразрывно связано с методом версификации информации, параллельным переносом, гиперболизацией. Эти методы не исчерпывают арсенала «Новых», делают их неуязвимыми. Новому искусству – новую критику. Революция ликвидирует старое судопроизводство.
НОВЫЕ КОМПОЗИТОРЫ. Процессу перестройки нужны соответствующие методы. Один из важнейших – метод ПЕРЕКОМПОЗИЦИИ.
Максимально применимый в музыке, он широко используется оркестром «Новых» – «Популярной механикой» и «Новыми композиторами», эксплуатируется он и новыми художниками, кинематографистами, литераторами, театром. Родствен методу УТИЛИЗАЦИИ.
ПОЗИЦИЯ СИЛ. Позиция, занимаемая «Новыми» в настоящий момент.
1985

Новиков Т.: «Процесс перестройки в творчестве «Новых». 1985 // Новые художники
1982-1987, СПб., С.80-81, 1996

Тимур Новиков. Каталог. Москва. 2003