"МИХАИЛ, ТЫ НЕ ПРАВ, или АЛИСА С КОСОЙ ЧЕЛКОЙ-2"

Открытое письмо Т.П.Новикова, директора Музея Новой академии изящных искусств в редакцию газеты "Смена"

Михаил Трофименков своей сенсационной статьей "Красная магия, или Здравствуйте, девочки..." начал предвыборную кампанию национал-большевистской партии. Втягивание деятелей культуры в политику - не его изобретение, но такого размаха этот процесс в нашей прессе ранее не приобретал. Известный кинокритик "создал" эстетическую платформу для новой партии и причислил к "стилю партии" значительный пласт отечественной культуры. Жирным шрифтом выделены небезызвестные имена - Сергей Курехин,   Александр Дейнека, Иван Дыховичный, Олег Маслов, Виктор Кузнецов, Иван Чечот, Георгий Гурьянов, Сергей Бугаев, Виктор Цой и даже Владимир Высоцкий - и перемешаны с именами Жириновского, Невзорова, Веденкина, Мавроди, Марычева. Зачинателем "всего этого" аж с 1989 года  объявлен я (!). А портрет мой помещен между серпом и молотом и вождем партии писателем Лимоновым. Ну, здравствуйте, девочки!
Говорить что-либо всерьез о политических воззрениях Сергея Курехина я не осмелюсь - он сам говорил об этом достаточно много (еще до телепередачи "Ленин и грибы" он основал независимый институт марксизма-ленинизма), но о себе сказать я считаю своим долгом, поскольку Михаил Трофименков просто вводит читателей в глубокое заблуждение.
Я ни в коем случае не национал-большевик и "под знамена НБП" никогда не вставал. "Новая академия изящных искусств", в которой я работаю, занимается возрождением классических, греко-римских традиций в искусстве, традиций над-национальных.   Русские националисты еще при Петре Первом враждовали с классикой, а при большевиках эта борьба приобрела еще более ожесточенный характер. Потому ни с большевиками, ни с националистами мне не по пути. И не объявлял я никогда идеалами Академии Арно Бреккера и Александра Дейнеку.   Хотя и от души протестую против объявления Трофименковым глубоко мною уважаемого Александра Дейнеки "наиболее близким из отечественных мастеров нацистскому героическому реализму". Идеалы для нас - Пракситель и Леонардо, Иванов и Брюллов.
Автор "Красной магии" считает близкими нацизм и коммунизм. Понятие "тоталитарная эстетика" - его волшебная палочка, совершающая невероятные превращения. Только вот волшебник с причудами. Он, "просвещенный слушатель", ассоциирует песню "Группа крови" Виктора Цоя только с ритуалами войск СС, песня Владимира Высоцкого о солдате для него "резонирует нацистским маршам". Откуда взялась у г-на Трофименкова эта нелепая, чуждая любому здравомыслящему россиянину система миросозерцания? Киновед Михаил Трофименков известен как
пропагандист "параллельного кино" неформального авангарда. А этому искусству чужд здравый смысл. Но не чужда борьба, и в первую очередь с классикой, на смену которой в искусстве Европы модернизм претендует уже целое столетие.
Но классика выстояла в 20-е годы, когда ее сбрасывали "с корабля современности" футуристы-большевики в России и футуристы-фашисты в Италии. На заре "холодной войны" Западу понадобился не только политический, но и эстетический образ врага, тогда и всплыл термин "тоталитарное искусство", то есть искусство, основанное на реализме, похожее на классическое. Именно так и расценивалось все советское искусство на Западе - как отсталое, консервативное, враждебное современному западному модернизму. Из этой мифологемы времен "холодной войны" и родилась дикая идея о том, что классическое искусство тоже было тоталитарным, раз так похоже оно на немецкое искусство времен Гитлера. А значит борьба с классикой может носить и антифашистский характер. Вот и записывает Михаил Трофименков "Новую академию" в НБП, в одну компанию с панком Егором Летовым, металлистом из группы "Коррозия металла" Пауком, писателем-экстремистом Лимоновым, некрореалистами и всех вместе объявляет фашистами. Но не очень страшными. "Лучше" Жириновского.
"Да, ужас! Но ведь не "Ужас! Ужас! Ужас!"
На мой взгляд, уж если кто и возрождает сталинский дух, то это автор "Красной магии" - своей ждановской "принципиальностью" и "убедительностью" Вышинского.
Лично я в политику не лезу. Искусству, которому я служу, буду служить при любом правительстве. О том, что я не интересуюсь политикой и политиков не люблю,   как раз и говорилось на той конференции, на которую ссылается г-н Трофименков и на которой он лично не был. Но избирателям советую: Люди, будьте бдительны! Как бы и Вас без Вашего ведома не записали в какую-нибудь партию!
С уважением,  Тимур Новиков

Новиков Т.: «Михаил, ты не прав, или «Алиса с косой челкой»-2». // Смена, СПб., 11.1995