"АНТИЧНОСТЬ В РАННЕЙ ФОТОГРАФИИ"

Выставка с таким названием прошла в музее петербургской новой академии в рамках "Дней классики". Эта тема могла быть более широко освещена и в более крупном музее, но отечественные собрания фотографий только формируются. А музей новой академии подготовил маленькую, но очень качественную экспозицию.
Фотография как искусство формировалась в среде классической. 19 век — последний век уважения к классике, фотографией занимались в первую очередь художники. Античные мотивы ввиду этого занимали не последнее место в творчестве фотографов. Экспонаты на выставке были представлены в 3-х залах. Один зал — пейзажи с античными памятниками Греции и Италии. Пейзаж в фотографии на раннем этапе развития выполнял функцию туристского сувенира для богатых, русские туристы были самыми богатыми в Европе и потому эти работы не редкость в отечественных собраниях. Многие из них анонимны, многие имеют именитых авторов, таких как Алинари, Броги, Глоден, Леннерт и Ландрок.
В следующем зале — фотографии античных статуй. Эти работы носили характер чистой репродукции, но высокий уровень эстетического воспитания и памятники, к которым обращались фотомастера 19-го века, позволяли им достигать высокого результата. Именно это "репродуцирование" и породило впоследствии длинную вереницу авторов, обращавшихся к съемке скульптур (достаточно вспомнить Херберта Листа или Брюса Веббера).
Неподвижность скульптуры привлекала в эпоху длинных выдержек, а бесконечность точек съемки и вариантов освещения делала снимки оригинальными.
Конечно, в первую очередь тут нужно отметить работы братьев Алинари, широко представленных на выставке.
Последний зал — постановочная фотография. Вытекая непосредственно из классической живописи, ранняя фотография немалое внимание уделяла историческим постановкам, "живым картинам", среди которых античная сюжетика занимала не последнее место.
Оскар Густав Рейландер, делавший грандиозные постановочные монтажи негативов, соседствует с Вильгельмом Фон Глоденом, снимавшим "живые картины" — "живьем", на пленэре с как-бы небрежной композицией, напоминающей импрессионистскую. Гуин-гельмо Плюшофф также представляет сицилийскую школу круга Глодена. Экспонируются на выставке работы нескольких студий Рима и Парижа с различными композициями на античные сюжеты. Широко представлены также театральные постановочные фотографии и костюмированные портреты актеров, выполненные в лучших традициях классического искусства и показывающие нам театральное восприятие античности в конце 19-го века.
Общее ощущение от выставки — античность была ближе, чем теперь, столетие спустя, и мы от этого скорее потеряли, чем приобрели.

1995

Новиков Т.: «Античность в ранней фотографии» //Субъектив  №1, СПб.,1995. С. 40