ГЕОРГИЙ ГУРЬЯНОВ

Тема спортивных состязаний неразрывно связана с высоким искусством вот уже 2500 лет. Искусство древней Греции именно с помощью состязаний выявляла наиболее красивых телом, чтобы создать объективно прекрасные каноны для поклонения. После долгих лет забвения этой методики в девятнадцатом веке “агонистика” была возрождена, и спорт снова стал одной из заметных тем для художника. Возрождение олимпийского движения приблизило европейскую культуру к античным истокам. В конце 19 века сотни художников по всей Европе воспевали прекрасные тела спортсменов. В первой половине столетия искусство и спорт неразрывно шагали в будущее. В тридцатые годы спортивное искусство переживало “высокое возрождение”.  Во  Франции, Великобритании, Италии, Германии,  США, СССР, Швеции, Финляндии и многих других странах Европы создавались прекрасные произведения, воспевающие спортивные идеалы. Тогда были созданы такие шедевры как фильм Абраама Роома “Строгий юноша”. “Олимпикс” Лени Рифеншталь, панно “Советский спорт” Александра Самохвалова, получив за него гран-при Всемирной выставки 1937 года в Париже. Но Вторая Мировая война остановила этот процесс, а холодная война привела к тому, что враждующим сторонам потребовался не только политический, но и эстетический образ врага. На западе началось насаждение модернизма, а искусство классически ориентированное было объявлено “тоталитарным”. Это привело к тому, что уже в восьмидесятые годы министр спорта в правительстве Дж.Буша Арнольд Шварценеггер говорил о том, что очень сожалеет о невозможности запечатлеть достижения американских спортсменов в изобразительном искусстве в виду отсутствия мастеров. Восточно-Европейский “тоталитаризм” позволил сохранить скульпторов и живописцев, владеющих классическими европейскими традициями мастерства. Девяностые годы объединили Европу. Олимпийское движение достигло небывалых размахов. В России появилось мощное движение за возрождение классики. В Европе тоже стало шириться движение за возрождение классической эстетики. Многие художники обратились и к спорту. Один из самых заметных из них - профессор Санкт-Петербургской Академии Изящных искусств, живописец Георгий Гурьянов. Его работы, тесно связанные с “высоким спортивным возрождением” тридцатых годов говорят о том, что и Арнольд Шварценеггер скоро будет удовлетворен.

1996

Новиков Т.: «Георгий Гурьянов». // Кн. Новый Русский Классицизм, СПб., 1998.
С. 93-94