СИЛА КРАСОТЫ

Тимур Новиков
Георгий Гурьянов

Есть ли красота?
Древние китайцы говорили, что, выделяя прекрасное, мы порождаем безобразное. Но для классической Европы красота была великой силой. “Когда Елена вошла, старцы встали” - сказал Гомер. Греки ценили красоту, как божественное. Реалистическое искусство древних греков было всецело направлено на воплощение этого божественного. Но главным для них было не искусство, главным для них была красота. И самым великим открытием античности был метод объективности красоты. Действительно, как определить красивейшего? “Калос” - “красивый” – означало, прежде всего, непобедимую мужскую силу. Агонистика - ритуальные состязания с целью определения избранных, представляла идеальные модели скульпторам и художникам. Олимпиады и другие игры открывали широкую дорогу в мир победителям - идеалам: молодой Аристокл после победы в борьбе на истмийских играх стал философом Платоном.
Но время шло, и все менялось. В средние века красота духовная не связывалась с красотой физической, реализм в произведениях этого времени стал не нужен. Античные традиции были названы “язычеством”, началась борьба с агонистикой. Император Феодосий в цирке города Фессалоники уничтожил шесть тысяч граждан за их приверженность олимпийскому движению. Юстиниан закрыл все древние учреждения физической культуры, что вызвало ряд восстаний, жестоко подавленных - 30 тысяч человек было убито только на византийском ипподроме во время восстания “Ника”.
В эпоху Возрождения вновь открыли греческую культуру, и даже ее физическую часть, но агонистика оказалась утраченной. Художники не имели канонов красоты - красота изыскуемая искалась в природе, но без агонистики поиски становились субъективными. Идеалы были личными и редко становились общественными.
Но время шло и все менялось. В начале 19 века Фридрих Людвиг Ян (1778-1852) основываясь на трудах Арканджело Туккаро (конец XVI в.) и идеях И.Г.Фихте стал возрождать гимнастику. 185 лет назад состоялось публичное выступление на лугу Хазенхайде под Берлином, а в 1816 году в Гамбурге было учреждено первое немецкое общество любителей гимнастики. Так началось подлинное Возрождение. Только началось. В 1819 году гимнастику запретили на долгих 20 лет, в 1842 году ее реабилитировали. Конечно, еще в эпоху Возрождения пытались возродить олимпийские игры. В 1516 году Иоханнес Аквилл организовал в Бадене “показательные олимпийские выступления”, английский драматург Томас Кид (1544-1590) выдвигал идею олимпизма на театральные подмостки, в 1604 году королевский прокурор Роберт Довер при поддержке Якова I провел “олимпийские игры” которые затем проводились почти столетие. Интересовались олимпиадами и искусствоведы. Иохим Винкельман был убит в период подготовки раскопок в Элиде. Это случилось в 1768 году в Триесте. Но его дело продолжили Ричард Чандлер, Эрнст Курциус и многие другие. Король Греции Оттон I в 1859 году провел в Афинах на восстановленном стадионе первые официальные олимпийские игры нового времени. Идея олимпизма, возрожденная на базе неоантичности, в конечном счете, стала составной частью нового мирового порядка не благодаря грекам, а через каналы французской дипломатии, оказавшей большое влияние на отношения в Европе. 15 июля 1889 года на международном атлетическом конгрессе Пьер де Кубертен поднял вопрос о проведении серии международных соревнований по образцу олимпиад древности. В 1896 году в Афинах прошли еще одни первые олимпийские игры - так возродилась агонистика.
Возрождение олимпийских идеалов сопровождалось расцветом “спортивного” изобразительного искусства. Александр Шнейдер основывает в Дрездене “Kraft-Kunst Institut”, где художники как в древней Греции получают возможность изучать человеческую фигуру на идеально развитых телах физкультурников. Но события в искусстве ХХ века привели к тому, что уже в конце столетия Арнольд Шварценеггер сожалел об отсутствии мастеров, способных увековечить в скульптуре его достижения в культуре тела. С другой стороны, тяга людей конца II тысячелетия к красоте привела к тому, что конкурсы красоты стали повседневной реальностью. Отказ художественной критики от понятия “красота” наглядно демонстрирует ее разрыв с реалиями современной жизни, где царит реклама с ее культом идеальных моделей. Имена современных эталонов красоты - Клаудии Шиффер, Линды Евангелисты, Арнольда Шварценеггера, Джефа Страйкера известны почти всем людям земли. Фотография, одно из немногих искусств, сохранивших верность прекрасному образу, становится все популярнее, в то время как поддерживаемое большинством государств Европы чуждое красоты так называемое современное искусство, разорвавшее свою связь с классической традицией, привлекает к себе внимание лишь считанных единиц.
Но время идет и все меняется. 90-е годы ХХ века можно смело назвать новым Возрождением. В разных уголках Европы подлинные художники, не обращая внимания на недоумение коллег, возвращаются к традиции. Постмодернизм теперь воспринимается именно как переходный период. Действительно, еще недавно художник, написавший картину в духе классического искусства, долго раскланивался и извинялся перед критиком: “это шутка, ирония, симуляция”, надеясь на прощение. Сегодня он, наконец, может забыть о скучном, неинтересном, а главное, не интересующемся прекрасным так называемом художественном критике. У нас - Ренессанс, а значит можно показывать картины и скульптуры спортсменам и моделям, рабочим и колхозницам. Они поймут.

1996    


Новиков Т.: Новый русский классицизм. // Издание Государственного Русского музея. СПб. 1998

Новиков Т., Гурьянов Г.: «Сила красоты». // Новый Мир Искусства №2, СПб., С.6, 1998

Новиков Т., Гурьянов Г.: «Сила красоты». // Художественная Воля №2. СПб., 1998, С. 2