О ВИЛЬГЕЛЬМЕ ФОН ГЛОДЕНЕ

ФОТО- ZOOM
№47 (165)
декабрь №8 1998

Фотографии фон Глодена я начал собирать в конце 80-х годов, когда стал проводить много времени в Европе. Тогда же я обнаружил, что подобный интерес к творчеству этого немецкого мастера начала века испытываю не только я, но и другие деятели культуры.
Работы барона фон Глодена я видел в коллекциях Энди Уорхолла, Кении Шарфа, Ролана Барта, Билла Арни (критика и директора известной галереи "White Column"), галерейщика Чарльза Ковэлса, Илоны Сонабенд, Йозефа Бойса и Чарльза Лесли. Но я далеко не первый русский, кто стал собирать фотографии этого мастера.
Еще в 1898 г. Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский посетили его дом в Таормине. После этого путешествия Зинаида Гиппиус опубликовала в журнале "Мир искусства" за 1899 г. статью "На берегах Ионического моря", проиллюстрированную снимками барона, где она описала свою встречу с ним. Это событие оказало косвенным образом большое влияние на многие стороны отечественной культуры. Мережковский, находясь под впечатлением, написал в 1902 г. книгу "Леонардо да Винчи. Воскресшие боги", которая, в свою очередь, вдохновила Зигмунда Фрейда на создание сочинения "Леонардо да Винчи. Этюд по теории психосексуальности".
Вообще русская интеллигенция очень любила Италию. Сильвестр Щедрин, Александр Иванов, Семирадский, Гоголь и многие другие представители русской аристократии и людей искусства посещали Италию и Сицилию. Модным увлечением того времени стали фотографические виды и типажи экзотических стран, а также снимки, сделанные в манере под­ражания античности, которые пу­тешественники во множестве при­возили с собой из вояжей. Сущес­твовала целая фотоиндустрия, обеспечивавшая возникший спрос. Вильгельм фон Глоден заработал себе состояние именно таким спо­собом. Кроме него в этой облас­ти, связанной с разработкой антич­ной тематики, работали такие мас­тера, как выходец из Германии, обосновавшийся в Неаполе, Виль­гельм Плюхов, американец Фред Холанд Дей, Джулия Маргарет Ка­мерон, Франческо Гальди и др. Творчество фон Глодена является наиболее показательным образ­цом, квинтэссенцией этого антикизирующего направления.
После поездки Гиппиус и Мережковского произведения фон Глодена постепенно стали посту­пать в петербургские коллекции. При определенной удаче их и до сих пор можно обнаружить в ан­тикварных салонах и букинистичес­ких лавках нашего города.

1998

Новиков Т.: «О Вильгельме фон Глодене».// Фото-Zoom № 47 (185), декабрь №8
СПб. 1998