ДВА ПУТИ НОВОГО РУССКОГО ИСКУССТВА.

В течение всего XX столетия формировалось новое явление культуры, непрерывно меняющее свои имена: авангард, футуризм, модернизм, contemporary - art, пост-модернизм, контр - культура и т.д. С самого своего появления деятели новой культуры объявили о своем непримиримом противостоянии традиционным искусствам, призывали к уничтожению музеев, запрету искусства и замене его производством. В течение столетия их лексика часто менялась, но суть деятельности оставалась неизменной. В результате их деятельности в Европе исчезло традиционное художественное образование, и лишь отдельные художники в своих мастерских продолжают дело своих великих предшественников. Сами институции, созданные для сохранения и приумножения европейского искусства, стали стремительно разлагаться и пропагандировать враждебные себе антиискусства. В то же время музеи классического искусства стали дистанцироваться от contemporary art, инстинктивно защищаясь от вредоносного воздействия. В период постмодернизма деятели contemporary art, не оставившие своего намерения уничтожить классику, стали проникать в сферу классического искусства, предлагая «современное» прочтение классических шедевров, «новые экспозиционные стратегии», нетрадиционные формы внутри музейной деятельности (перформансы, инсталляции и т.п.), в соответствии со своей контр-культурной идеологией. До недавнего времени российские музеи, как и основные мировые музеи классического искусства, оставались оплотом бережного отношения к традициям. Именно в России бережно сохранялось традиционное художественное образование. Но нельзя смешивать мастерство художников традиционных искусств с умением портных, обшивающих голого короля. Сontemporary art нуждается в исследовании фольклористами, психиатрами, этологами, этнографами, сексопатологами  и социологами, а не искусствоведами. В то же время в XX веке были созданы замечательные произведения живописи, скульптуры, музыки и других искусств, продолжающие классические традиции. Русская и советская реалистическая школа подарила нам в этом столетии шедевры А. Куинджи и М. Нестерова, А. Дейнекии и А. Самохвалова, А. Лактионова и М. Аникушина.
Последнее десятилетие XX века стало первым десятилетием новой России. Перед искусством новой России открылись два пути: один путь - широкая дорога современного западного искусства, другой - путь продолжения классических традиций. Весь XX век эти два направления в культуре Европы сражались с переменным успехом, и в конце столетия новая европейская традиция «современного искусства» стала окончательно вытеснять классическую традицию в Западной Европе. В то же время в послевоенной Европе складывается тенденция разделения двух культур в два не сообщающихся  лагеря.  Именно это разделение позволило сохранить в Восточной Европе остатки классической художественной культуры. Если в течение столетия постоянное взаимодействие традиционного и современного порождало различные диковинные гибриды, то существование независимо друг от друга в конце XX века позволило классике наконец осознать себя не обязанной обновляться по моде новейших течений, а призванной сохранять в чистоте своё достоинство. В то же время «современное искусство» как феномен смогло окончательно избавиться от сходства с просто искусством. Ввиду этого ясно, что перед культурой начала следующего столетия будут стоять две задачи: развить «современное искусство» и сохранить классику.
Сохранить классику для нас россиян особенно важно. Ведь в период крушения Византийской империи именно Русь сохранила ценности византийской цивилизации, а сейчас, когда в ходе столетней «модернизации» европейской культуры только в России ещё не произошло гуманитарной катастрофы, мы вновь должны взять на себя функцию хранителей классической европейской культуры, к которой наша страна обратилась три столетия назад.
В последние годы многие наши музеи, художественные учебные заведения стали перед проблемой обновления своих программ «на западный манер», перед введением преподавания и изучения «современного искусства». Но именно отдельное развитие структур «современного искусства» и академического может позволить им сосуществовать, ибо соединение этих взаимоисключающих традиций приводит к гибели одной из них. Только максимально изолировав классическую художественную культуру от современной, мы сможем передать нашим потомкам её в той прекрасной чистоте, которая пленяла наших предков.
В нашей стране для этого есть все возможности, и тысячи энтузиастов на своих скромных местах делают это дело.
«Современное искусство» тоже прекрасно развивается. Работы российских новаторов широко показываются в европейских странах и США, где они часто лучше известны, чем на родине. Благодаря Западу, мы имеем отличные издания о нашем современном искусстве. Оно профессионально изучено, собрано и репрезентировано. Имея богатейшие традиции новаторства (в Петрограде открылся первый в мире музей современного искусства - М.Ху.К и  институт современного искусства - Г.Ин.Хук.), русские авангардисты могут не беспокоиться о своём месте в мировом «современном искусстве». Только что открылся первый в Москве музей Современного искусства, основанный Зурабом Церетелли, в Петербурге несколько лет действует музей Современного искусства в Мраморном дворце Русского музея, наследующий традиции М.Ху.Ка. И поэтому в XXI веке в свободной демократической России все желающие спокойно смогут заниматься «современным искусством», а все любители классики смогут сохранять её без опасения быть скинутыми «с корабля современности».
Санкт-Петербургская Новая Академия Изящных Искусств вместе со всеми петербуржцами всё это десятилетие стремилась сохранить угасающий огонь художественной классики. И вот сейчас, в конце столетия, я вижу, что огонь этот все сильнее разгорается. Петербургские музеи, театры, учебные заведения сделали наш город мировым центром сохранения классической традиции, и от нас зависит судьба великой культуры.

1999                                                       


Новиков Т.: «Два пути нового русского искусства». // Аргументы и Факты,
Арт-фонарь, СПб., декабрь 1999

Новиков Т.П. Лекции. СПб. 2003