КОЛЛАЖ В НОВОМ ИСКУССТВЕ

Т.Новиков. «Невский проспект».
Т.Новиков и В.Гуцевич. 1984.
Архив Т. Новикова.

 

ИСТОКИ. Где искать истоки нового коллажа?
Хитрый критик спрячет их в глубине веков или заявит, что ничего подобного он в жизни не видел. Действительно, метод древен и нов. Упомянем малое – народные лоскутные одеяла, советский авангард, народный концептуализм. Жалея бумагу, не пущусь в разглагольствования. Теперь коллаж явь. Вошел в жизнь, занял места.
КОЛЛАЖ В МУЗЫКЕ. Несомненно здесь влияние радио и телевидения, приучивших сразу после Бетховена слушать новости. Постоянная смена характера информации. Длительность однообразия стала утомлять. В то же время – явные преимущества комбинирования готовыми формами. Стравинский, Шостакович – явное тяготение к коллажу с отсутствием технических средств. Курехин осуществляет многие их программы, не уходя окончательно от оркестра в руках. Веричев имеет лишь технические средства. Коллаж приобретает почву и расцветает. «Нолевики» пользуются всем, не оставляя ничего. Некомпьютерное направление (Тегин, Новиков, Виноградов), отказавшись от традиционного звукоизвлечения, комбинирует собственными достижениями; не забывают и имитацию.
КОЛЛАЖ В КИНО. Популярная музыка не идет дальше звукооформиловки. Новое кино хоть и пример взаимосвязи, но не без телевидения. Видео грозит им из колыбели, профессиональное кино поглощено зрителем.
ЖИВОПИСЬ И КОЛЛАЖ. Самые крупные силы собрались на этом участке. Встретим здесь и знакомых по музыке и кино. Эффективность здесь не всегда главная причина обращения к коллажу. Выразительность метода привлекает все новые и новые силы. Черкасов и здесь вспахал с краю. Филонов здесь дал целую школу (Вермишев, Савинский). Ларионов всячески и это предусмотрел (Сотников). Котельников, Новиков – помощники, разрывшие даже помойку американского поп-арта, унаследовали от века-учителя и эстетизм. Кошелохов бросил коллаж слишком поспешно, наследники – антиэстеты (Бугаев, Инал, Козин, Маслов) – вырывают из рук подобравшего Котельникова. Наивная школа не отстает – Батищева и дети студии Тагера, Захар, Гуцевич, да и поделочники тут как тут.
Шутов, Козлов, Вермишев, Овчинников, Новиков – красивость с оправданностью до компьютерной. Таратута, Крисанов, Гурьянов, Аллахов, Ройтер, Богомолов, Чернобай, Борисов, Овчинников, Белкин, Митьки,....... (вписывайтесь)
ПЕРСПЕКТИВЫ. Техницизм – водулей. Отсутствие техницизма – разрушение временем. Расширение фронта – все «за» – вызовет ответную реакцию у самых молодых, но они еще не выросли.
И. Потапов, 1986

Внимание! Все материалы на сайте timurnovikov.ru предназначены только для некоммерческого использования. Все права защищены. Копирование любых материалов разрешается только при наличии постоянной активной ссылки на сайт timurnovikov.ru