Эдвард Люси-Смит - НАПРАВЛЕНИЯ В ИСКУССТВЕ С 1945 Г.

(Отрывок из книги)
Изд-во «Thames & Hudson World of Art», 2001

Новый классицизм

Попытки возродить классицизм, как ни парадоксально, не раз предпринимались в искусстве ХХ века. Они принимали различные формы – сначала консервативный отказ от эксцессов модернизма (так называемое «возвращение к порядку», инспирированное ужасами Первой мировой войны). Впервой половине века обращение к классике в искусстве стало ассоциироваться с усилиями различных диктатур – фашизм, нацизм, Советы – обеспечить себе имперский статус. В последующие десятилетия классицизм вновь выходит на сцену, принимая различные, порой очевидно противоречивые обличья....
....Одним из крупнейших центров возрождения классического искусства, кроме Рима, стал Санкт-Петербург в России. Это возрождение тесно связано с тем беспорядком в политике и культуре, который господствует в России с тех пор, как пал коммунизм, «новый петербургский классицизм» иногда воспринимался журналистами как союзник «сильных и опасных политических идеологий» или, другими словами, консервативного русского национализма. В сущности же произошло то, что новое поколение русских художников отвернулось от позднемодернистских экспериментов художников эпохи перестройки, большинство которых, во всяком случае сейчас, живут вне России. Единственными представителями этого стиля, к которым новые художники сохранили некоторое уважение,– это Виталий Комар (род. 1943) и Александр Меламид (род. 1945), соц-арт дуэт, почитаемый за свои изощренные пародии на классический сталинский стиль. Заодно с отрицанием художников перестройки считается, что весь русский модернизм начала ХХ века – блуждание впотьмах.
Доминирующим теоретиком санкт-петербургского нового классицизма является художник и критик Тимур Новиков (род. 1958). Он начал свою карьеру как художник «перестроечного модерна», последователь фольклорных доктрин Михаила Ларионова (1881–1962), художника русского авангарда начала ХХ века, от взглядов которого Новиков в конце концов отошел. В 1980-х, после путешествий по Западной Европе и Соединенным Штатам, после встреч с ведущими художниками-авангардистами Робертом Раушенбергом и Джоном Кейджом, которых он до сих пор считает учителями, Новиков возвращается в Россию, где в 1988 и 1989 годах выставляет свои первые неоакадемические работы, а в 1993 году основывает Новую академию изящных искусств. «Преемственность станет символом 1990-х среди нас», – сказал он тогда.
Поддерживая «традиционные ценности», Новиков опирается на историю Санкт-Петербурга, классического города, сохранившего архитектурные формы XVIII и XIX столетий. В первые два десятилетия ХХ века здесь существовали два художественных объединения эллинистической направленности, оба издавали роскошные литературные журналы. Первый – это «Мир искусства» (1899–1904), ранний проект Сергея Дягилева, а второй – литературное обозрение акмеистов «Аполлон» (1906–1917), одним из основателей которого был поэт Николай Гумилев, казненный в 1921 году как контрреволюционер. К этим чисто петербургским элементам добавляются другие, более интернациональные, например культ фотографических работ Вильгема фон Глодена (1856–1931), прибалтийского немца, аристократа, который провел большую часть своей жизни на Сицилии, фотографируя местных крестьян и рыбаков как реинкарнацию античных греков. По мнению Новикова, идея Красоты, изгнанная из современного искусства, обрела прибежище в сопредельных формах изобразительного искусства, особенно в рекламе. В частности, он ссылается на образы, подобные образам фон Глодена, использованным в рекламе знаменитого итальянского модного дома Версаче, столь популярного у новой русской элиты. Предмет гордости Новой академии еще и в том, что она является не только классической, но и предельно академичной.
Здесь мы видим тщательно продуманное подражание тому, каким образом подобные учреждения функционировали в прошлом, – профессора, студенты, почетные дипломы с ежегодной церемонией вручения, секретарь академии, пресс-секретарь, издательство и исследовательские отделы. Сейчас Государственный Русский музей предоставил Новой академии помещение в Михайловском замке, по соседству с самим музеем. Новиков, несмотря на поразившую его слепоту, остается доминирующей фигурой. Он продолжает публиковать работы, создавать произведения искусства – коллажи из ткани и старых фотографий, в чем ему помогает жена.


Занятия в учебных классах Новой академии изящных искусств в Михайловском замке. С.-Петербург. 1999. Архив Т. Новикова